Всю мою жизнь ничто не тяготило меня так, как господство других людей. Особенно людей низших. Нет, сегодня речь не пойдет о политике или политиках. Я — о другом, о предпринимательстве. Точнее, об одной очень привлекательной его форме.
С детства меня угнетала власть большинства, точнее псевдобольшинства. Поскольку всегда за этим стояли интересы конкретных людей, которым хватало ума и фантазии использовать серую массу для воплощения своих желаний. Очень рано я осознал (спасибо умным книгам), что быть кукловодом – занятие утомительное, если тебя не захватывает сама мысль о власти. Быть куклой мешало излишнее самомнение и неуемное самолюбие (есть такие грехи за мной). Мне всегда, насколько себя помню, хотелось быть свободным.
Но в СССР быть свободным означало быть в постоянном конфликте с обществом и с властью. Не идти на прямой конфликт с властью ума мне хватало, а конфликтовать с окружением не пришлось – слишком мало времени проводил в нем. А там, где приходилось в нем быть, все роли были строго расписаны и регламентированы. И, по большому счету, они не были обременительны, поскольку это было время ученичества – школа, институт, аспирантура.
Ограничение свободы сверх определенного моим положением обучаемого пресекалось на корню с помощью методов творческой некомпетенции (отдельная благодарность журналу «Иностранная литература» за публикацию «Принципа Питера» Лоуренса Питера). По-русски это звучит как «включать дурака». В те годы я заработал себе репутацию неглупого, но ненадежного исполнителя. Что меня полностью устраивало, поскольку лишало необходимости обслуживать научных или административных руководителей, как это делали, например, мои коллеги по аспирантуре.
Это не давало перспектив карьерного роста в будущем, но обеспечивало меня тем, к чему я стремился – свободой. Уже тогда у меня было понимание, что за свободу надо платить. Каждый человек, выбирая свободу или зависимость, сам решает – готов он оплачивать свою свободу или нет.
В 90-е наконец все стало на свои места. Появилась возможность быть свободным без ухищрений, поскольку государству и обществу стало не до отдельных личностей. Иными словами, им стало наплевать на людей. Власть и общественные деятели занялись более увлекательным занятием, чем подавление. Они грабили наследство СССР. За 70 с лишним лет коллективным общественным трудом было создано столько вкусного, что на разграбление ушло почти 10 лет. Появились олигархи и авторитетные бизнесмены, политическая и деловая элита. Мать их.
Полагаю, что свободу предпринимательства, населению даровали, чтобы оно, население, было тоже чем-то занято. И не обращало внимание на то, как у него уводят все, что деды и отцы создавали тяжелым и главное мало оплачиваемым трудом. Но это уже факт истории.
Пока у нас не отняли возможность заниматься бизнесом (а тенденции к тому уже прослеживаются), быть свободным сегодня означает быть предпринимателем. Хотя и в бизнесе можно себя так закрепостить, что свободой не будет и пахнуть. Но опять, каждый решает сам, что ему больше требуется – много свободы или много денег.
Наличие денег дает свободу — это аксиома, и я ее не оспариваю. Но большие деньги, если вы их не украли, делает человека несвободным. Нужно все время следить за балансом.
Если для получения денег вам необходимы офис, наемный персонал и чьи-то инвестиции – о свободе можете забыть. Такая форма бизнеса заставляет людей отказываться от личной свободы. Кто-то это делает ради детей, их будущего (сомнительная, кстати, идея в России), кто-то слишком любит деньги и власть, которую они дают. Большинство же просто не отдает себе отчет в том, что и зачем они делают. А следовало бы.
К чему я все это написал, спросите вы (если еще не бросили читать этот текст)? Максимальную свободу дает бизнес, который можно автоматизировать. Автоматические продающие системы заменяют наемный персонал. А то, что нельзя поручить компьютерам, делегируется на аутсорсинг. И никаких штатных работников.
К этому я пришел за 25 лет своей предпринимательской деятельности. Этим я сегодня увлечен, занимаюсь и планирую заниматься дальше, пока будут силы, здоровье и желание.
Мой новый он-лайн курс «Универсальная продающая система» также посвящен теме автоматизации. Продажи начнутся очень скоро. И помните слова великого Айзека Азимова «Свобода не имеет цены». Но можно купить умение стать и быть свободным.
А быть или не быть свободным решает каждый сам.
Следите за публикациями в моем блоге и в группе сообщества «Бизнес с нуля».